8(800) 500 4602
Отказ в регистрации ТЗ: что делать?

Отказ в регистрации ТЗ: что делать?

Подача товарного знака на регистрацию имеет несложный, на первый взгляд, алгоритм действий. Казалось бы, что может помешать зарегистрировать товарный знак успешно?

Нередки случаи, когда работники Роспатента в ходе экспертизы по существу могут выявить основания, препятствующие получению свидетельства, и выслать об этом уведомление. Такое уведомление называется предварительным отказом в регистрации товарного знака. Его возможно преодолеть. У заявителя есть полгода на то, чтобы направить мотивированный ответ со своими доводами. Рассмотрим этот вопрос детальнее.

Причины для предварительного отказа

Есть несколько оснований для направления Роспатентом такого рода уведомления:

  • Выявление тождественных или схожих до степени смешения обозначений;
  • Отсутствие различительной способности;
  • Введение в заблуждение потребителя в отношении производителя или самого товара.

Разберем подробно каждый вид.

Разница между тождеством и схожестью до степени смешения с другими товарными знаками

Для начала разберемся, в чем отличие тождественных обозначений товарного знака от тех, что схожи до степени смешения.

Тождественным признается обозначение, если оно при сравнении полностью совпадает с другим знаком, иными словами, обозначения являются одинаковым.

Обозначение характеризуется схожим до степени смешения с другим обозначением, если оно не является полностью идентичным с последним, а только ассоциируется по какому-то из признаков. Это может быть схожесть в словесном или изобразительном элементе, в цветовой гамме, композиции. В зависимости от регистрируемого обозначения (слово, изображение, звук) аналогия может проводиться как в зрительном восприятии, так и в слуховом.

Отсутствие различительной способности

Различительная способность позволяет отличить один бизнес от аналогичного другого.

Статья 1483 Гражданского кодекса РФ регламентирует, что обозначение не обладает различительной способностью в случаях, если имеет элементы, которые:

  • Представляют собой общепринятые символы и термины;
  • Описывают товары, их вид, количество, стоимость, место производства;
  • Являются формой товаров, их реалистичными и схематичными изображениями;
  • Вошли во всеобщее употребление в определенной сфере деятельности.

В этом случае можно доказать, что обозначение не конкретизирует товар, а позволяет потребителю самостоятельно додумать значение. Чаще всего это слова, не имеющие обозначения в словарях или обладающие несколькими значениями.

Также есть второй способ: доказать, что обозначение стало ассоциироваться с определенной компанией в результате длительного использования. Для подтверждения необходимо представить соответствующую документацию, информация в которой должна быть датирована ранее, чем подача заявки в Роспатент. К таким документам относятся: выписки, накладные, договоры на размещение рекламы, заказы на производство сувенирной продукции.

К тому же подтвердить, что обозначение вызывает представление о конкретной компании, можно с помощью проведения опроса общественного мнения. Он будет доказательством того, что потребитель узнает по обозначению товара определенного производителя.

Введение в заблуждение относительно производителя или самого товара

Если заявленное обозначение или хотя бы один из его элементов может вызвать в сознании потребителя не соответствующее действительности представление об изготовителе товара, месте происхождения или качестве, то такое обозначение следует считать ложным или вводящим в заблуждение.

Наиболее частая практика можно наблюдать в случае, когда в обозначение включает в себя название географического объекта, не соответствующее месту происхождения товара или месту нахождения изготовителя. В таком случае необходимо предоставить документы, доказывающие связь заявителя с указанным географическим объектом. Также можно выбрать и иной пусть ответа: доказательство того, что обозначение является фантазийным.

Существует несколько путей ответа на уведомление

Во-первых, советуем не исключать вероятность того, что срок действия товарного знака с выявленными сходствами мог истечь. В таком случае препятствие устранится само собой. Для этого необходимо проанализировать делопроизводство по противопоставленным обозначениям на сайтах ФИПС и ВОИС.

Во-вторых, следует провести проверку на однородность заявленного обозначения и товарного знака с выявленными сходствами. Законодательство не препятствует регистрации обозначений по причине тождества или сходства, если они являются неоднородными, то есть у них указаны разные классы МКТУ, либо отличаются виды деятельности внутри одного класса.

В-третьих, можно сравнить противопоставленные обозначения по их восприятию. То есть проверить визуальное сходство, фонетическое и смысловое. Если удастся доказать, что обозначения различимы в сознании потребителей, то регистрация будет одобрена.

Кому доверить подготовку ответа на уведомление?

Следует отметить, что Роспатенту необходим именно мотивированный ответ, наполненный аргументами из судебной практики. Если отправить недостаточно обоснованный текст, то велика вероятность в последующем отказе в регистрации, который будет уже окончательным.

Чтобы не терять время и не подвергать риску регистрацию своего обозначения, советуем обращаться за услугами регистрации товарного знака к экспертам, которые компетентны в этой области.

Обычно подготовкой ответа на уведомление занимаются юристы по интеллектуальным правам. Нередки случаи, когда подобными моментами занимаются и патентные поверенные.

Не знаете, с чего начать?

Запишитесь на бесплатную консультацию