8(800) 500 4602
Различительная способность: делаем товарный знак оригинальным

Различительная способность: делаем товарный знак оригинальным

Гражданский кодекс закрепляет основания для отказа в регистрации обозначений, которые не соблюдают определенные условия. Одно из условий – различительная способность. С её помощью покупатели узнают производителя того или иного товара либо услуги.

Различительная способность подразумевает, что товарный знак (ТЗ) обладает оригинальной цветовой гаммой, формой, графической или словесной составляющей.

В каких случаях устанавливается отсутствие различительной способности?

В соответствии с положениями статьи 1483 Гражданского кодекса РФ обозначение не обладает различительной способностью в случаях, если имеет элементы:

  • Представляющие собой общепринятые символы и термины;
  • Описывающие товары, их вид, количество, стоимость, место производства;
  • Являющиеся формой товаров, их реалистичными и схематичными изображениями;
  • Вошедшие во всеобщее употребление в определенной сфере деятельности.

Для наглядности ниже приведен более детальный перечень таких элементов с примерами.

  • Отдельные буквы алфавита (А, К, Я, Q, G, S);
  • Сочетания букв. В частности, это обозначения, состоящие только из согласных (МХЛ) и обозначения, состоящие из букв, после которых идут точки (D.E.L.);
  • Цифры и числа (0, 8, 35, 257);
  • Линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания (линии с линиями, фигуры с фигурами);
  • Реалистичные и схематические изображения товаров, если присутствует прямая связь с теми товарами, которые будут продаваться под данным обозначением;
  • Прямое указание в обозначении на товар или услугу, в отношении которых предполагается продажа (конфеты, пиво, молоко);
  • Общепринятые сокращения наименований организаций и их аббревиатуры (ХИМПРОМ, ООО);
  • Слова, которые стали общеупотребительными в связи с длительным применением в определенной сфере деятельности (термос, эскимо);
  • Символы, признанные общепринятыми для определенного производства (змея и чаша – медицина, фармацевтика; Fe – железо; знаки препинания; $ – доллар);
  • Термины, признанные общепринятыми для определенного производства (Премиум (Premium); слово «кегль» для полиграфической деятельности);
  • Обозначения, которые характеризуют товары.

Разберем подробнее последний пункт. Это может быть указание на:

  • Вид товара (кефир, каша, автозапчасти);
  • Качество (например, элемент «стандарт качества»);
  • Количество товара («1 литр»; «750 грамм»);
  • Свойство товара (элементы «натуральный», «сливочный», «мягкий»);
  • Назначение товара (например, элемент «для детей дошкольного возраста»);
  • Ценность товара («37 копеек», «100 рублей»);
  • Время производства товара («29.07.2017»; «2020»);
  • Место производства («made in China»);
  • Способ производства («hand made»).

Что делать, если вы нашли в своем обозначении какие-то из вышеупомянутых элементов

На самом деле, наличие таких элементов еще не означает получение отказа от Роспатента. Рассмотрим случаи, когда обозначение с элементами, не обладающими различительной способностью, будет одобрено.

Первый случай: если эти элементы указаны в заявке как неохраняемые. При этом они не должны занимать доминирующее положение в обозначении. Определяя степень доминирования, эксперт обращает внимание на:

  • Размер элемента. Он не должен быть больше размера охраняемых элементов;
  • Положение в общей композиции. Недопустимо расположение в центре;
  • Цвет. Нельзя допускать, чтобы насыщенность и яркость цветов неохраняемого элемента преобладала над цветами охраняемого;
  • Графическое исполнение. Оно не должно выбиваться из общей композиции, быть более проработанным, чем у охраняемых элементов.

Второй случай: неохраняемый элемент выполнен в оригинальном исполнении. Однако здесь главное не переборщить, поскольку есть вероятность перегрузить элемент различными графическими интерпретациями настолько, что он будет загроможден и потеряет в связи с этим различительную способность.

Третий случай: обозначение стало узнаваемо потребителями, несмотря на установление отсутствия различительной способности. Для дальнейшей регистрации необходимо документальное подтверждение: договоры на размещение рекламы, выписки, накладные, заказы на производство сувенирной продукции, а также результаты опросов общественного мнения.

Определить, обладает ли обозначение различительной способностью, и составить для него корректную заявку на регистрацию под силу только опытному специалисту. Эксперты Patent Trademark Group готовы взяться даже за самые сложные случаи!

Не знаете, с чего начать?

Запишитесь на бесплатную консультацию