
Различительная способность: делаем товарный знак оригинальным
Гражданский кодекс закрепляет основания для отказа в регистрации обозначений, которые не соблюдают определенные условия. Одно из условий – различительная способность. С её помощью покупатели узнают производителя того или иного товара либо услуги.
Различительная способность подразумевает, что товарный знак (ТЗ) обладает оригинальной цветовой гаммой, формой, графической или словесной составляющей.
В каких случаях устанавливается отсутствие различительной способности?
В соответствии с положениями статьи 1483 Гражданского кодекса РФ обозначение не обладает различительной способностью в случаях, если имеет элементы:
- Представляющие собой общепринятые символы и термины;
- Описывающие товары, их вид, количество, стоимость, место производства;
- Являющиеся формой товаров, их реалистичными и схематичными изображениями;
- Вошедшие во всеобщее употребление в определенной сфере деятельности.
Для наглядности ниже приведен более детальный перечень таких элементов с примерами.
- Отдельные буквы алфавита (А, К, Я, Q, G, S);
- Сочетания букв. В частности, это обозначения, состоящие только из согласных (МХЛ) и обозначения, состоящие из букв, после которых идут точки (D.E.L.);
- Цифры и числа (0, 8, 35, 257);
- Линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания (линии с линиями, фигуры с фигурами);
- Реалистичные и схематические изображения товаров, если присутствует прямая связь с теми товарами, которые будут продаваться под данным обозначением;
- Прямое указание в обозначении на товар или услугу, в отношении которых предполагается продажа (конфеты, пиво, молоко);
- Общепринятые сокращения наименований организаций и их аббревиатуры (ХИМПРОМ, ООО);
- Слова, которые стали общеупотребительными в связи с длительным применением в определенной сфере деятельности (термос, эскимо);
- Символы, признанные общепринятыми для определенного производства (змея и чаша – медицина, фармацевтика; Fe – железо; знаки препинания; $ – доллар);
- Термины, признанные общепринятыми для определенного производства (Премиум (Premium); слово «кегль» для полиграфической деятельности);
- Обозначения, которые характеризуют товары.
Разберем подробнее последний пункт. Это может быть указание на:
- Вид товара (кефир, каша, автозапчасти);
- Качество (например, элемент «стандарт качества»);
- Количество товара («1 литр»; «750 грамм»);
- Свойство товара (элементы «натуральный», «сливочный», «мягкий»);
- Назначение товара (например, элемент «для детей дошкольного возраста»);
- Ценность товара («37 копеек», «100 рублей»);
- Время производства товара («29.07.2017»; «2020»);
- Место производства («made in China»);
- Способ производства («hand made»).
Что делать, если вы нашли в своем обозначении какие-то из вышеупомянутых элементов
На самом деле, наличие таких элементов еще не означает получение отказа от Роспатента. Рассмотрим случаи, когда обозначение с элементами, не обладающими различительной способностью, будет одобрено.
Первый случай: если эти элементы указаны в заявке как неохраняемые. При этом они не должны занимать доминирующее положение в обозначении. Определяя степень доминирования, эксперт обращает внимание на:
- Размер элемента. Он не должен быть больше размера охраняемых элементов;
- Положение в общей композиции. Недопустимо расположение в центре;
- Цвет. Нельзя допускать, чтобы насыщенность и яркость цветов неохраняемого элемента преобладала над цветами охраняемого;
- Графическое исполнение. Оно не должно выбиваться из общей композиции, быть более проработанным, чем у охраняемых элементов.
Второй случай: неохраняемый элемент выполнен в оригинальном исполнении. Однако здесь главное не переборщить, поскольку есть вероятность перегрузить элемент различными графическими интерпретациями настолько, что он будет загроможден и потеряет в связи с этим различительную способность.
Третий случай: обозначение стало узнаваемо потребителями, несмотря на установление отсутствия различительной способности. Для дальнейшей регистрации необходимо документальное подтверждение: договоры на размещение рекламы, выписки, накладные, заказы на производство сувенирной продукции, а также результаты опросов общественного мнения.
Определить, обладает ли обозначение различительной способностью, и составить для него корректную заявку на регистрацию под силу только опытному специалисту. Эксперты Patent Trademark Group готовы взяться даже за самые сложные случаи!